Сессионный гитарист – кто это?
Постоянное развитие своих профессиональных навыков, как музыканта
Не знаю удивитесь ли вы, но я до сих пор учусь. В прямом смысле. Начал заниматься гитарой в возрасте 14 лет и до сих пор изучаю новые вещи: новые ритмические фигуры и техники; учусь играть пальцами в разных стилях правой рукой, экспериментирую с эффектами и примочками на гитаре, пробую новые настройки звука на сцене. Ещё я исследую варианты техник записи, фольклорную музыку малоизвестных стран, которая может научить новой гамме и гармонии, а также самому «языку» жанра; развиваю импровизацию или изучаю стиль известного гитариста, которого до этого момента просто слушал. И Бах и Бетховен сходились в том, что постоянный поиск и изучение – для музыканта дело бесконечное.
Умение играть во многих жанрах
Помимо образования в Итальянских Вузах, могу сказать, что я учился играть, как самоучка прямо с записей, повторяя на слух то, что я слышал. В течении своего профессионального роста, как музыканта, я всегда продолжал расширять свои взгляды; изучал все гитарные навыки игры во многих стилях: рок, попса, блюз, танцевальная, фанк, фьюжн, джаз, латино, кантри, фламенко, босанова. Достичь этого результата мне позволила многолетняя работа и бесконечная страсть к музыке. В странице моих аудиозаписей можете об этом убедиться. Также можете посетить мою страницу как сессионный гитарист на SoundCloud.
Развитие и совершенство культуры звука своей гитары
Звук это всё!!! От звука зависит правильное выражение самой игры, очень важное качество сессионного гитариста. Большинство музыкантов, и в том числе гитаристов, не уделяют достаточно внимание своему звуку. Или лучше сказать, направляют усилия на какие-то другие моменты, недооценивая или, вообще, забывая про звук! Звучание гитары – результат многих факторов. Зачем покупать отличный Gibson или Paul Red Smith, если потом твой сигнал идёт через дешёвый провод джек-джек стоимостью 300 рублей!? Зачем покупать очень дорогую примочку, если потом сигнал гитары выходит из одного маленького, некачественного динамика!? Зачем брать в студию записи дорогой микрофон, если ваши струны стоят на гитаре уже полгода и больше «не отвечают»!?
Начиная с медиатора: обычно это твердый, материал, покрытый лаком, толщина 1 или 1,25 мм. Почему это важно? Потому что от этого зависит «ответ» и контроль над звучанием. Конечно, если мне надо играть страмминг или фанк, тогда медиатор будет мягче. На акустической гитаре – это отдельная тема, я могу играть даже деревянным медиатором. Для джазовой игры – толстый медиатор, более округлый. Для игры на фламенко или фингерпикинг, я специально укрепляю свои ногти, иначе звук был бы некомпактный и неуверенный.
Струны. Размер струн, их свежесть и качество очень сильно влияют на звуковой результат гитарной игры. Для работы в студии звукозаписи это очень важно. Я никогда не экономю на струнах и обращаю особое внимание на их размер: к каждой модели гитары подходит определенный размер струн, который в моем стиле игры будет максимально эффективным.
Контроль гитары. Настоящий профессионал знает, сколько возможностей даёт сама настройка на гитаре базового контроля, такого как громкость и tone. Новички просто поставят всё на максимум. Это как художник, который знает только черный и белый. Сессионный гитарист на большой сцене будет аккуратно использовать контроль, когда наступает момент тишины, чтобы его гитара не мешала зрителям и коллегам музыкантам.
Состояние и настройка гитары. Гитаристу периодически нужно заниматься своей гитарой. Сессионный гитарист, который готовится к работе в студии или на сцене должен иметь гитары в отлином состоянии. Так как дерево является «живым» материалом, имеющим некоторую чувствительность к смене сезона, влажности и т.д.. Для того, чтобы гитара работала идеально за её состоянием необходимо следить, как за состоянием здоровья человеком.
Знание гармонии и теории музыки
Считаю, что каждый профессиональный музыкант, в том числе гитарист, обязан иметь хорошое знание гармонии и теории музыки. Конечно, если цель игры это чистое творчество, можно играть и без этих знании. Jimi Hendrix, самый влиятельный гитарист истории, не знал правил музыки. Он шёл другим путём: практика, слух и инстинкт, а точнее невероятный талант. Это можно себе позволить когда играешь свою музыку, но когда играешь для кого-то, как сессионный музыкант, тогда знания гармонии и теории музыки являются просто необходимыми. Простой пример, знание функций аккорда, очень сильно помогает разобраться в гармоничекой последавательности песни: мы будем точно знать «где мы находимся» в пространстве гармонии, и соответсвенно, будем знать что можно и что красиво играть в плане аккомпанемента и соло. Другой пример – если есть необходимость перестроить песню на другую тональность, то это будет намного быстрее, если у нас есть хорошее представление о структуре гармонии и значении её элементов. Я выделил много времени на изучение гармонии и теории, два года учился на курсах высшей специализации в миланской джазовой школе . Отмечу так же, что хорошое знание этих предметов мне в значительной степени позволило развивать навыки импровизации в любом музыкальном контексте.
Нотная грамота
У эстрадных музыкантов редко есть необходимость читать ноты с листа. Но у сессионного гитариста хорошего уровня, не должно быть сложностей с чтением нот. Ведь как бывает при работе в студии звукозаписи: приходишь в студию, и должен читать по нотам, чтобы сыграть то – что заказщик и продюсер хотят. Это очень важно, поскольку настоящий профессионал не будет обращаться «за помощью», чтобы кто-то ему помог читать музыку, а сразу начнет читать и играть играть то, что нужно, сосредоточившись четко на игре песни. На концертах с оркестрами хороший уровень чтения нот, даже «на первый взгляд», просто необходим. Часто бывает, что приходишь на репетицию перед концертом, а дирижёр добавил еще одну композицию. Нет времени тщательно изучать её, как в домашних условиях, надо быстро и шустро сыграть, читая первый раз. Также умение читать ноты, может пригодиться при работе с джазовыми ансамблями или попсовоми коллективами: невероятно часто при заказах или обстоятельствах изменения трэк листа перед выступлением, пишу гармонию и структуру песен, чтобы сыграть их на ходу, включая гитарное соло.
Презентабельность и харизмa на сцене
Лично я очень слежусь за собой и за своим стилем в одежде. Как может публика и заказщик хорошо реагировать на сессионного музыканта, который плохо одет, с пузом, неаккуратно бритый, нетрезвый или просто неуверенный на сцене!? Внешний вид и поведение априори являются важными составляющими работы профессионального гитариста. Я слежу за собой, веду здоровый образ жизни, занимаюсь спортом, и выбираю стильную одежду, соответствующую обстановке.
Пункуальность и недежность
Как профессиональный – сессионный гитарист, считаю что нужно быть пунктуальным и не опаздывать на репетиции и концерты. Это и атмосферу улучшает и показывает уважение к коллегам/заказчикам. Если я соглашаюсь на работу, то это для меня контракт, поэтому будьте уверены, никаких опозданий и подобных неприятных сюрпризов не будет.
Наличие ИП и возможность «белой» оплаты
Если заказчику необходимо, я могу выслать счёт и акт выполненных работ. Произвести составление договора и оплату дистанционно – тоже не проблема.
Возможность работать за границей в Шенгенской зоне
Как гражданин Италии и ЕС я могу выезжать в Шенгенскую зону и там работать без допольнительных документов и ограничений.
Знание языков
Работая музыкантом, я периодически совершаю поездки заграницу и/или общаюсь с иностранными коллегами – тут оказываются полезны мои знания иностранных языков, нет никаких проблем и барьеров в общении.. Я свободно говорю на русском, итальянском и английском языках. Испанский и французский – на базовом уровне.