Сессионный гитарист

Сессионный гитарист – кто это?

 
Звучит банально, но стать профессиональным сессионным гитаристом – это прежде всего работать над собой. Для этого нужно любить музыку и на уровне инстинктов чувствовать необходимость ею заниматься. Лично для меня заниматься музыкой так же важно, как удовлетворять потребность есть, пить, дышать воздухом. Человек не станет писателем, если он до этого книг не читал. Так же – человек не станет музыкантом, если он не слушает музыку. Чем больше музыкант «насыщается» музыкой и исследует разные направления, изучая их с большим терпением, тем разнообразнее будут его способности владения инструментом. И самое главное, всегда нужно относиться к достойной музыке с уважением и благодарностью.
Как музыкант становится сессионным, я буду писать далее, основывываясь на моем личном опыте.
 

 

Постоянное развитие своих профессиональных навыков, как музыканта

Не знаю удивитесь ли вы, но я до сих пор учусь. В прямом смысле. Начал заниматься гитарой в возрасте 14 лет и до сих пор изучаю новые вещи: новые ритмические фигуры и техники; учусь играть пальцами в разных стилях правой рукой, экспериментирую с эффектами и примочками на гитаре, пробую новые настройки звука на сцене. Ещё я исследую варианты техник записи, фольклорную музыку малоизвестных стран, которая может научить новой гамме и гармонии,  а также самому «языку» жанра; развиваю импровизацию или изучаю стиль известного гитариста, которого до этого момента просто слушал. И Бах и Бетховен сходились в том, что постоянный поиск и изучение – для музыканта дело бесконечное.

 Умение играть во многих жанрах

Помимо образования в Итальянских Вузах, могу сказать, что я учился играть, как самоучка прямо с записей, повторяя на слух то, что я слышал. В течении своего профессионального роста, как музыканта, я всегда продолжал расширять свои взгляды; изучал все гитарные навыки игры во многих стилях: рок, попса, блюз, танцевальная, фанк, фьюжн, джаз, латино, кантри, фламенко, босанова. Достичь этого результата мне позволила многолетняя работа и бесконечная страсть к музыке. В странице моих аудиозаписей можете об этом убедиться. Также можете посетить мою страницу как сессионный гитарист на SoundCloud.

 

Развитие и совершенство культуры звука своей гитары

Звук это всё!!! От звука зависит правильное выражение самой игры, очень важное качество сессионного гитариста.  Большинство музыкантов, и в том числе гитаристов, не уделяют достаточно внимание своему звуку. Или лучше сказать, направляют усилия на какие-то другие моменты, недооценивая или, вообще, забывая про звук! Звучание гитары – результат многих факторов. Зачем покупать отличный  Gibson или Paul Red Smith, если потом твой сигнал идёт через дешёвый провод джек-джек стоимостью 300 рублей!? Зачем покупать очень дорогую примочку, если потом сигнал гитары выходит из одного маленького, некачественного динамика!? Зачем брать в студию записи дорогой микрофон, если ваши струны стоят на гитаре уже полгода и больше «не отвечают»!?

Лично я получил своё звучание через многолетний опыт и эксперименты. Сам пришёл к выводу, что профессиональный – сессионный гитарист должен обращать внимание на каждую деталь, которая создаёт свой звук.
 

Начиная с медиатора: обычно это твердый, материал, покрытый лаком, толщина 1 или 1,25 мм. Почему это важно? Потому что от этого зависит «ответ» и контроль над звучанием. Конечно, если мне надо играть страмминг или фанк, тогда медиатор будет мягче. На акустической гитаре – это отдельная тема, я могу играть даже деревянным медиатором. Для джазовой игры – толстый медиатор, более округлый. Для игры на фламенко или фингерпикинг, я специально укрепляю свои ногти, иначе звук был бы некомпактный и неуверенный.

Струны. Размер струн, их свежесть и качество очень сильно влияют на звуковой результат гитарной игры. Для работы в студии звукозаписи это очень важно. Я никогда не экономю на струнах и обращаю особое внимание на их размер: к каждой модели гитары подходит определенный размер струн, который в моем стиле игры будет максимально эффективным.

 
Пикапы. Пикап является «голосом» гитары и соответственно сессионного гитариста. Опять же, даже очень дорогая профессиональный рок гитаристгитара не будет звучать классно при плохо выбранных пикапах. Подобрать отличный пикап и подходящий пикап к жанру, который мы будем исполнять – важный момент профессионального/сессионного гитариста.
 

Контроль гитары. Настоящий профессионал знает, сколько возможностей даёт сама настройка на гитаре базового контроля, такого как громкость и tone. Новички просто поставят всё на максимум. Это как художник, который знает только черный и белый. Сессионный гитарист на большой сцене будет аккуратно использовать контроль, когда наступает момент тишины, чтобы его гитара не мешала зрителям и коллегам музыкантам.

 
Провода. Очень много гитаристов покупают технику на несколько тысяч евро, а потом портят всё используя «бедные» провода, неотражающие реальный звук, теряющие сигнал. Я использую профессиональные, проводящие чистый звук провода, сделанные в Италии.. И даже очень короткие, которые идут от одного до другого примочка – все профессиональные, без исключения!
 

Состояние и настройка гитары. Гитаристу периодически нужно заниматься своей гитарой. Сессионный гитарист, который готовится к работе в студии или на сцене должен иметь гитары в отлином состоянии. Так как дерево является «живым» материалом, имеющим некоторую чувствительность к смене сезона, влажности и т.д.. Для того, чтобы гитара работала идеально за её состоянием необходимо следить, как за состоянием здоровья человеком.

Примочки. Среди профессиональных гитаристов очень много обсуждении и споров, насчет того – лучше играть через процессор или через примочки. Лично я выбрал для себя аналогичное звучание, а не цифровое. Конечно, цифровой процессор удобнее и быстрее, его проще и дешевле перевозить, чем один чемодан с 7-10 примочками, но я всегда предпочту цифровому – живой звук!! Живой звук богат динамикой и оттенками, которые можно моделлировать  с помощью бутик примочек.
 
Усилители и динамики. Большинство гитаристов сегодняшнего дня приходят на концерт или на «работу» без своего аппарата звучания. Я же, наоборот, всегда без исключений, беру свой усилитель (строго ламповый!) и свой кабинет, выбирая модель более подходящую под размер зала или под музыкальное направление. Это гарантия того, что будет именно мой звук!

 

 Знание гармонии и теории музыки

Считаю, что каждый профессиональный музыкант, в том числе гитарист, обязан иметь хорошое знание гармонии и теории музыки. Конечно, если цель игры это чистое творчество, можно играть и без этих знании. Jimi Hendrix, самый влиятельный гитарист истории, не знал правил музыки. Он шёл другим путём: практика, слух и инстинкт, а точнее невероятный талант. Это можно себе позволить когда играешь свою музыку, но когда играешь для кого-то, как сессионный музыкант, тогда знания гармонии и теории музыки являются просто необходимыми. Простой пример, знание функций аккорда, очень сильно помогает разобраться в гармоничекой последавательности песни: мы будем точно знать «где мы находимся» в пространстве гармонии, и соответсвенно, будем знать что можно и что красиво играть в плане аккомпанемента и соло. Другой пример – если есть необходимость перестроить песню на другую тональность, то это будет намного быстрее, если у нас есть хорошее представление о структуре гармонии и значении её элементов. Я выделил много времени на изучение гармонии и теории, два года учился на курсах высшей специализации в миланской джазовой школе . Отмечу так же, что хорошое знание этих предметов мне в значительной степени позволило развивать навыки импровизации в любом музыкальном контексте.

 Нотная грамота

У эстрадных музыкантов редко есть необходимость читать ноты с листа. Но у сессионного гитариста хорошего уровня, не должно быть сложностей с чтением нот. Ведь как бывает при работе в студии звукозаписи: приходишь в студию, и должен читать по нотам, чтобы сыграть то – что заказщик и продюсер хотят. Это очень важно, поскольку настоящий профессионал не будет обращаться «за помощью», чтобы кто-то ему помог читать музыку, а сразу начнет читать и играть играть то, что нужно, сосредоточившись четко на игре песни. На концертах с оркестрами хороший уровень чтения нот, даже «на первый взгляд», просто необходим. Часто бывает, что приходишь на репетицию перед концертом, а дирижёр добавил еще одну композицию. Нет времени тщательно изучать её, как в домашних условиях, надо быстро и шустро сыграть, читая первый раз. Также умение читать ноты, может пригодиться при работе с джазовыми ансамблями или попсовоми коллективами: невероятно часто при заказах или обстоятельствах изменения трэк листа перед выступлением, пишу гармонию и структуру песен, чтобы сыграть их на ходу, включая гитарное соло.

 

Презентабельность и харизмa на сцене

Лично я очень слежусь за собой и за своим стилем в одежде. Как может публика и заказщик хорошо реагировать на сессионного музыканта, который плохо одет, с пузом, неаккуратно бритый, нетрезвый или просто неуверенный на сцене!? Внешний вид и поведение априори являются важными составляющими работы профессионального гитариста. Я слежу за собой, веду здоровый образ жизни, занимаюсь спортом, и выбираю стильную одежду, соответствующую обстановке.

Пункуальность и недежность

Как профессиональный – сессионный гитарист, считаю что нужно  быть пунктуальным и не опаздывать на репетиции и концерты. Это и атмосферу улучшает и показывает уважение к коллегам/заказчикам. Если я соглашаюсь на работу, то это для меня контракт, поэтому будьте уверены, никаких опозданий и подобных неприятных сюрпризов не будет.

Наличие ИП и возможность «белой» оплаты

Если заказчику необходимо, я могу выслать счёт и акт выполненных работ. Произвести составление договора и оплату дистанционно – тоже не проблема.

Возможность работать за границей в Шенгенской зоне

Как гражданин Италии и ЕС я могу выезжать в Шенгенскую зону и там работать без допольнительных документов и ограничений.

Знание языков

Работая музыкантом, я периодически совершаю поездки заграницу и/или общаюсь с иностранными коллегами – тут оказываются полезны мои знания иностранных языков, нет никаких проблем и барьеров в общении.. Я свободно говорю на русском, итальянском и английском языках. Испанский и французский – на базовом  уровне.