В студии

Услуга записи гитары в студии звукозаписи

 
У гитариста, который записывает гитарные партии в студии звукозаписи, есть несколько профессиональных задач.
Первоначально важно понимание, что заказы и задания могут быть разными. Самое распространенное, когда продюсер и аранжировщик зовут сессионного гитариста в студию, чтобы записать гитарные партии песни их вокалиста. Гитарист должен быть готов сыграть все гитарные партии: акустическая гитара на ритме strumming или перебор, чистая или “crunch” электрическая гитара – ритмические партии.
 
И здесь, уже на ритмическом этапе , существуют разные нюансы. Прежде всего могут быть две разные отправные точки:
 
А)  Заказчики чётко знают, как должен сыграть гитарист – аранжировщик уже отредактировал партию гитары
 
В этом случае, вероятно всего, гитаристу нужно читать ноты с листа или цифровки с указанием ритма.
Есть некоторые моменты, на которые гитаристу стоит обратить внимание:
 
Ритмически правильно играть партию – это значит внимательно слушать метроном. Соблюдение темпа это принципиальный фактор! Перед тем как начать запись, проверьте уровень метронома в наушниках и отрегулируйте его со звукорежиссером, чтобы достичь самого лучшего баланса между метрономом, гитарой и минусом. Чтобы играть свободно, необходимо комфортно слышать и чувстовать темп.
 
Иметь чёткое представление о гармонической прогрессии
До начала записи посмотреть всё то, что написано, чтобы запомнить тональность, аккорды и структуру песни. Гитарист должен думать «широко», имея представление о разных моментах в песне: вступление, куплеты, препев,  bridge; так как каждая песня это рассказ, в котором есть начало, развитие, пик и заключение.
 
Играть ровно
Золотое правило для барабанщиков о том, что каждый удар в определенной части песни должен иметь ту же громкость, действует и для любого другого музыканта, в том числе гитариста. Мы видим динамику отражения волн записи на экране, поэтому нужно, играя на гитаре, четко соблюдать тот же громкость – это знак профессионализма. И гитаристу остается разобраться, в отношении структуры песни, где надо играть с динамикой, увеличивая громкость игры, а где, наоборот, надо играть тише.
 
Соблюдать интонацию
Звучит банально, но без правильной интонации любая гитарная запись должна отправиться в мусорную корзину. Перед началом записи гитаристу стоит очень внимательно настроить инструмент, перепроверить строй, немного поиграть, сделать какой-то bending и после этого снова проверить.  Полезная привычка, перед записью, поставить новые, свежие струны и поиграть примерно полчаса, чтобы интонация стабилизировалась
 
Выбрать подходящий медиатор
В студию лучше всего прийти с набором разных медиаторов. Гитаристу стоит подобрать самый подходящий медиатор, в зависимости от того, какой жанр надо будет играть. Несколько примеров: для strumming и funk подойдет относительно мягкий медиатор, для рок – твёрдый, для поп музыки – медиатор средней твердости. Лично я на акустической гитаре люблю звук деревянного медиатора;  а если надо играть джаз, босанова или медляк, тогда беру толстый медиатор и играю задней, закругленной частью, чтобы получить более мягкое звучание.
 
Использовать полезные гитарные гаджеты
Допустим, гитаристу надо играть перебор в песне, а она в тональности Eb. Конечно, с учётом такой тональности, невозможно будет воспользоваться открытыми струнами, чтобы свободно играть и приукрашивать, что типично для гитарной игры. Умный сессонный гитарист в этом случае будет ставить на гитару «голову», чтобы перенести на гриф тональность и играть более эффектно.
 
Убедиться, что микрофон и звукоизвлечение оптимально настроены
Конечно нужно позаботиться обо всём что идёт от гитары до аппарата аудиозаписи. микрофон, DI, процессор, компютерная программа, в принципе это задачи звукоинженера, но так как «звук для сессионного гитариста это всё!», то нужно перестраховаться и самому убедиться в том: что микрофон находится в правильном положении относительно инструмента; что уровень чувствительности записи настроен правильно; что в помещении нет посторонних звуков (например, если играть через ламповый усилитель, то он может словить радио сигналы; если играть на акустике, то не должно быть звучания других инструментов и посторонних вибраций). Если гитарист играет в линию, тогда перед записью нужно послушать, как его гитара будет звучать на  presets, предложенных в студии.
 
Если аранжировщик уже сделал гитарные партии с помощью МИДИ
На сегодняшний день очень часто аранжировщики просто делают пре-аранжировку через компютерную программу, которая включает и гитару. Поскольку сама игра на синтезаторе отличается от игры на гитаре, бывает что партия, которую сессионному гитаристу надо сыграть, является нетипичной для гитары. И так как в некоторых случаях повторить на гитаре те же «voicing» нереально, то гитаристу очень пригождаются знания гармонии, умение переобразовать аккорды так, чтобы гармонические функции подстроились под намерения аранжировщика.
 
В) Заказчики не указывают как гитаристу играть – хотят чтобы он сам подбирал гитарные партии
 
В этом случае сессионному гитаристу надо вести себя не просто как исполнителю, а как человеку творческому. Он будет «входить» в атмосферупесни и в язык музыкального жанра, творить гитарные партии исходя из своей фантазии. В этом случае, разносторонность музыкальных взглядов гитариста является ключевым фактором. Проще говоря, если гитарист слушал много разной музыки, её играл и выучил все «неписаные правила», тогда будет больше вариантов и предложений. Услышать желания заказчика, обсудить, цитировать образ игры известных гитаристов или знаменитые записи – это хороший и полезный навык. В таком более свободном положении, сессионному гитаристу надо работать эмпатией и фантазией. С одной стороны, стоит показать все ранее приобретённые способности профессионального гитариста и с другой, быть готовым экспериментировать.
 

Запись гитарное соло

 
Что касается записи сольных партий, это, пожалуй, самый значимый и трудный момент в студийной работе сессионного гитариста.
Опять же, иногда бывает, что скрупулёзный аранжировщик или композитор уже расписал как надо сыграть гитарное соло. Тогда гитаристу надо интерпретировать ноты, написанные в партитуре и сыграть их «гитарным образом». Например, если гитарист читает три ноты в соло, A, D, C, ему надо подумать, как их сыграть не просто в первой позиции грифа, а выше с вибрато, возможно с помощью bending и с сустейн. То есть, задача сессионного гитариста, сыграть партию, продумывая идеальное вариант звучания. Ещё один важный момент, который многие гитаристы недооценивают, читая с листа – это длительность звучании ноты. Сессионному гитаристу паузы и моменты тишины в случае соло, надо продумывать с нуля – для этого есть разные подходы:
 
1) Сразу инстинктивно всё импровизировать
В истории музыка много хитов, риффов, соло, которые были записаны с первой импровизации, в моменте спонтанного вдохновения. Всё это возможно, когда музыкант инстинктивно «войдет в песню мысленно», эмоционально, без ограничений, которые могут появиться при четком анализе гармонии песни. То есть, гитарист в таком случае не успевает рационально подойти к записи, а играет соло следуя лишь своим инстинктам.  Джазовые музыканты обычно так и делают, называют это момент estemporaneo, как фотография из плёночного фотоаппарата, которая зафиксировала тот неповторимый момент состояния души, без возможности корректировки.  Конечно не факт, что всегда получается красиво, музыкант может делать ошибки, не чётко войти в структуру или сыграть неверную ноту. Успешность такого подхода зависит от таланта сессионного гитариста и, в какой-то мере, от удачи.
 
2) Начать соло с цитирования темы, а дальше его развивать
Опять, как в джазовой музыке, профессиональный музыкант, в том числе сессионный гитарист, запоминает тему, которую исполняет вокалист, и начинает своё соло «цитируя» её. Сильный пункт в этой методике то, что для слушателей гитарное соло будет звучать знакомо с первой ноты. То есть, начиная соло с нотами темы, будет прямая ассоциация с мелодией самой песни и не будет риска играть «что-то чужое». Сессионный гитарист с этим подоходом будет играть явно «для песни», отставляя в сторону «показушность» своей техники и виртуозности. Такой образ действия обычно определяют, как зрелость сессионного музыканта.
 
3) Написать заранее партию
Как при работе в студии, так и на живых концертах, гитаристы делятся на два типа: те которые всегда импровизируют свои соло, и те которые тщательно повторяют запись до последней ноты. Если выбрать вариант «написать заранее», то в студии звукозаписи сессионный гитарист сыграет для записи соло, которое четко выучил заранее. Тут работа сессионного музыканта близка работе композитора и не будет риска сыграть неправильные ноты или, после нескольких попыток записать соло, остаться без результата.
 

Предлагаю вашему вниманию пару примеров моих работ в студии :

Сольная партия в песни для студии звукозаписи AprilSound, Санкт – Петербург

 
Сольная партия в песни для студии Галерная 20, Санкт – Петербург: